СЭИТ АСИЯТ: «НАШИ ЖЕНЩИНЫ НЕ ДАЛЕКИ ОТ НАШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

#7690 Ekleme Tarihi 09/12/2021 02:18:28

Вторая часть нашего интервью с Саитом Асият, которая пыталась с президентом МЧА Хаути поговорит о кампании в котором в переписи Российской Федерации, Черкесы (адыги) записались «Черкесами» но получила на месте ответа оскорблений со стороны Хаути.

5-) Черкесские женщины в целом, особенно на Родине, держатся подальше от черкесских проблем. В чем причина такого положения, на твой взгляд? 

То, что среди черкесских активистов на Родине больше представителей мужского пола – факт, но это не значит, что женщины держатся подальше от национальных проблем. Чаще всего это незамужние девушки, которые прекращают свою общественную деятельность после того, как выходят замуж и заводят детей. Или же наоборот, это семейные женщины, у которых выросли дети и появилась возможность отдать часть своего времени черкесской общественности и/или культуре. Если даже взять меня, то сейчас, когда уже перепись закончилась, после каждодневной работы с середины лета я вынуждена буду на какое-то время оставить свою деятельность по семейным причинам. Но у черкесов в России нет подобных вопросов к женщинам. Если женщина/девушка занимается черкесскими вопросами, к этому с двойным уважением относятся наши мужчины, так как понимают, что она взваливает на свои плечи помимо семьи еще и эти тяжелые вопросы. Интересен и тот факт, который не раз замечали мужчины, что женщине легче удаётся реализовать то, что не дадут сделать мужчине.

Другое дело, что я не делала бы на этом такого акцента. Я больше сделала бы акцент на том, что когда мы говорим о черкесской общественности, то речь идёт об общественниках из Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Адыгея, но практически никогда об общественниках из Краснодарского края, и за свои 34 года, я никогда не слышала ни об одном общественнике из Ставропольского края… Почему мы должны разбирать какие-то вопросы о мужчинах и женщинах, если это мелочи жизни, а у нас есть столько серьёзных проблем?! Я живу в столице Краснодарского края городе Краснодаре и могу написать целый список проблем в нашем крае, о существовании которых не может идти даже речи в КЧР, КБР, Адыгее. Это о чём говорит? О том, что по тем или иным причинам мы имеем территории, на которых наш голос слышен, а есть территории, на которых нас не только не услышат, но и рот не дадут открыть. Почему-то мало кого беспокоит факт того, что «спорных памятников» на территории Краснодарского и Ставропольского краёв становится всё больше. Гимном Краснодарского края является песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», написанная в 1915 году на русско-турецком фронте, в которой есть такие строчки:

«О тебе здесь вспоминаючи,

как о матери родной,

на врага, на басурманина,

мы идем на смертный бой».

Какая необходимость с 1995 года по сегодняшний день иметь гимн времён Российской Империи, в котором одно только слово «басурманин» чего стоит, обозначающее  (искаженное от «мусульманин») - человека иной (нехристианской) веры — неправославный, иноверец, иноземец, в данном контексте – мусульманин.

Конечно, потом нечего удивляться, что до сих пор под разными предлогами не разрешают построить в миллионном Краснодаре мечеть, хотя в городе живёт много мусульман, включая коренных жителей края - черкесов. Наверное, это связано с шовинистскими взглядами немалого количества краевых и городских чиновников, иначе чем объяснить этот вопиющий факт? 

Стоит ли также удивляться тому, что герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области Российской империи? В целом герб символизирует правый фланг Кавказской линии — системы военных сооружений, в центре которого орёл, у которого на груди Кавказский крест в память о Русско-Кавказской войне, которую в России принято называть Кавказской, хотя как она может так называться, если Российская Империя завоевала Кавказ, а не кавказцы воевали между собой.

Дальше идём. Пункт 1 статьи 2 Устава Краснодарского края будто так же спешит на помощь не современной Российской Федерации, а канувшей в лету Российской Империи, указывая: «Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края». Во-первых, не понятно, почему возникла необходимость в многонациональном регионе указывать, кто является коренным народом. Во-вторых, ну, если есть на то какие-то причины, то почему этот пункт не соответствует действительности? Само собой, о черкесах (адыгах) ни слова. 

А провести на должном уровне День памяти жертв войны 21 мая в Краснодаре - это что-то из области фантастики. Выпускается множество книг сомнительного содержания, финансируемых краевыми программами, а если переиздаются книги, где о черкесах не хотят упоминать, то переиздают старые труды в сокращённом виде, как это случилось, например, с двухтомником «История кубанского казачьего войска» Фёдора Щербины. Щербина много писал о черкесах как о коренном народе и, вычленив все главы с описанием черкесов, при прочтении переизданного сокращённого варианта у современного читателя не будет той первоначальной исторической картины. Оказывается, помимо того, что можно искажать историю Краснодарского края и вводить в школу предмет «Кубановедение», после которого, выпускники школы не будут знать о том, что черкесы - это не пришлый народ, а коренной, можно ввести предмет в школу так, чтобы даже отличники не понимали основу истории Краснодарского края. Это целое «негативное искусство», над которым работают не один десяток лет. А потом мы удивляемся, что периодически встаёт вопрос о том, что Республику Адыгея хотят присоединить к Краснодарскому краю… Сейчас все поняли, что это просто так в одночасье невозможно сделать, что это будет конфликт. Но это «негативное искусство» ещё не раз попытаются использовать таким образом, что не все сразу поймут, что происходит, ведь существует много хитрых юридических и политических инструментов. И когда это видишь, то такие вопросы о женщинах и мужчинах, конечно, мне кажутся даже неуместными, когда есть такие серьезные проблемы с шовинизмом. В конце концов, какая разница, кто решает накопившиеся проблемы черкесского народа?  Главное, чтобы они решались! 

Я уверена, что накопившихся проблем достаточно и в КЧР, КБР и Адыгее, но то, что имеется в Краснодарском и Ставропольском краях – это уже за гранью. И при всём при том это не маленькие субъекты нашей Родины. Если мы сложим площадь всей Адыгеи, КЧР, КБР, то эта общая площадь будет даже меньше половины Краснодарского края. К чему я это? Да к тому, что сегодня по факту у нас нет 5 субъектов, в которых проживает коренной народ – черкесы, а есть три маленькие резервации (Адыгея, КЧР, КБР), где мы на что-то может влиять, чтобы живя в России, не ассимилироваться, а сохранить свою идентичность и культуру, но с такими темпами и бездействием и этого можем в будущем лишиться. А Краснодарский и Ставропольский края – это уже условно не наша Родина получается? Почему наши права и свободы здесь должны нарушаться отдельными личностями из местных администраций, нарушающими законы РФ и нашу Конституцию, а наша черкесская общественность должна делать вид, что ничего не видит, а если и видит, то ничего с этим не делать?

Международная Черкесская Ассоциация, которая как бы плохо или хорошо ни работала, навсегда что ли осталась в Нальчике? Изначально, когда МЧА создавалась, его штаб-квартира находилась в разных городах, в том числе и в Майкопе, и в Черкесске, периодически происходила ротация места её места нахождения. И эта традиция должна быть восстановлена. В конце концов, эта организация принадлежит всему многомиллионному черкесскому народу, а не является приватизированной собственностью КБР.

Учитывая то, во что МЧА превратилась сегодня, мне кажется, если не перенести её штаб-квартиру в другой регион, в том числе в ближайшем будущем в Краснодар, Майкоп, Армавир, Сочи, то МЧА можно будет «похоронить» в Нальчике. Хотя после того, как «похоронили» старую МЧА и зарегистрировали в начале двухтысячных годов новую МЧА, в принципе, можно сказать, что эта организация уже давно умерла, а сегодня мы имеем её некачественную подделку. 

6.-) Почему ты решила провести репортаж с Президентом МЧА ХаутиСохроковым?

Хочу ещё раз повториться, что не являюсь журналисткой, но так как я в течение последних месяцев каждый день пыталась вникнуть как можно глубже в тему единого имени нашего народа и никто не мог дать мне внятных ответов, я решила поговорить с несколькими людьми, среди которым был и он тоже. Я считаю, что любой черкес/черкешенка имеет право задавать вопросы любому общественнику и, тем более, председателям Адыгэ Хасэ или иной общественной организации. На то она и общественная. Другое дело, что я не ожидала того, что данная встреча закончится таким негативным образом. Переживать за меня, несмотря на угрозы Президента МЧА, никак не стоит, так как с моим Щхьагъусэ можно ни о чём не переживать. Но в будущем я постараюсь с подобными людьми не контактировать, так как я не получила ответы даже на половину своих вопросов, а, значит, практической пользы от этого разговора не было.

Çerkesya
Diğer Haberler
  • facebook sharing buttonFacebook
  • twitter sharing buttonTwitter
  • pinterest sharing buttonPinterest
  • linkedin sharing buttonLinkedin
  • tumblr sharing buttonTumblr
  • vk sharing buttonvk
  • odnoklassniki sharing buttonOdnoklassniki
  • reddit sharing buttonReddit
  • whatsapp sharing buttonWhatsapp
  • googlebookmarks sharing buttonGoogle Bookmarks